



Гражданско-правовая замена норм ХКУ: что теперь регулирует ГКУ и специальные законы
#хозяйственное право
час читання 15 хв.
Автор статті: Наталья Ладыжинская
Юридична відповідність:
Мунтяну Игорь Иванович, адвокат Адвокатського об’єднання АКТУМ, свідоцтво: #№005150 від 22.12.2023р.
Дата останнього оновлення:
07.11.2025
Утрата силы Хозяйственным кодексом Украины стала довольно громким событием в юридической и бизнес-среде. Кто-то этого боялся, кто-то понимал неизбежность изменений. Теперь регулирование хозяйственных отношений полностью переходит под юрисдикцию Гражданского кодекса Украины (ГКУ) и специальных законов.
Эта реформа — ключевой этап в процессе унификации частного права, который влияет на бизнес, договоры, корпоративное управление и юридическую практику.
В этой статье, опираясь на практический опыт наших адвокатов, мы постепенно раскроем суть изменений и расскажем вам: какие нормы ГКУ и специальных законов заменили ХКУ, как изменения повлияют на заключение договоров и ведение хозяйственной деятельности, объясним, как адаптировать юридические документы к новым требованиям, и дадим полезные практические советы.
Основой для анализа ситуации и выводов служат ключевые нормативные акты: Закон Украины «Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в переходный период и объединений юридических лиц» № 4196-IX, Гражданский кодекс Украины, Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» № 2275 и другие специальные законы.
Что означает отмена ХКУ и переход к ГКУ?
Предпосылки. Основными причинами отмены Хозяйственного кодекса стали его противоречия нормам Гражданского кодекса. Отдельные положения ХКУ и ГКУ вступали в коллизию, что вызывало правовые противоречия и различное толкование аналогичных правовых ситуаций.
В условиях евроинтеграционных процессов нашего государства также важно гармонизировать законодательство Украины с европейским, а устаревшие, зачастую советские нормы ХК мешали этому процессу.
В настоящее время в фокусе законотворческой деятельности — расширение корпоративных отношений и поддержка предпринимательства для стимулирования экономики.
Ключевые изменения. Отмена ХК Украины означает, что регулирование хозяйственных правоотношений окончательно перешло к гражданскому законодательству и спецзаконам.
Отныне именно ГКУ и профильные законы определяют правила для предпринимательской деятельности, корпоративного управления, договорных обязательств и других ключевых аспектов хозяйственного оборота.
Цель реформы. Главной концепцией реформы является согласование украинского законодательства с европейскими стандартами и упрощение правового регулирования предпринимательской деятельности. Также в центре реформенных изменений — корпоратизация государственных и коммунальных предприятий путем их преобразования в общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества.
Это позволяет создать более прозрачную, эффективную и предсказуемую среду для ведения бизнеса.
Законодательная база
Точку в истории Хозяйственного кодекса поставил Закон Украины «Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в переходный период и объединений юридических лиц» № 4196-IX от 09.01.2025. Статья 17 этого закона окончательно закрепила ликвидацию Хозяйственного кодекса.
Закон № 4196-IX является основополагающим в хозяйственной реформе и регулирует переходный период, в течение которого должна быть пересмотрена деятельность отдельных юридических лиц. Среди ключевых изменений — обязательная корпоратизация государственных предприятий, запрет на регистрацию новых субъектов в устаревших организационно-правовых формах (в частности, частных предприятий), а также переход зарегистрированных предприятий под гражданское регулирование предпринимательской деятельности.
Итак, сейчас Гражданский кодекс Украины — это основополагающий документ по регулированию хозяйственной деятельности в Украине. Детализацию процедур и механизмов обеспечивают профильные законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
От хозяйственного к гражданскому: обновление договорного регулирования
Краткий гид по основным законодательным трансформациям договорных отношений
Хозяйственные договоры (глава 20 ХКУ) → главы 52, 53 ГКУ: определение договора, существенные условия, порядок заключения.
Общие принципы ответственности (глава 24 ХКУ) → главы 3, 47, 48, 51 ГКУ: системное регулирование ответственности сторон.
Возмещение убытков (глава 25 ХКУ) → главы 22, 47, 48, 51 ГКУ: интегрированное правовое регулирование механизмов компенсации.
Штрафные санкции (глава 26 ХКУ) → главы 49, 52, 53 ГКУ (ст. 611, 615, 627, 628): правовые последствия нарушения обязательств, способы обеспечения исполнения.
Регулирование договора поставки: переход от ХКУ к ГКУ
Ранее условия договора поставки были подробно урегулированы в Хозяйственном кодексе Украины (глава 30, ст. 264–271), в частности, разрешалось использовать международные обычаи, рекомендации и правила, если это не противоречит украинскому законодательству (ч. 4 ст. 265 ХКУ).
После перехода к Гражданскому кодексу Украины договор поставки регулируется лишь статьей 712 ГКУ, которая отсылает к общим положениям о купле-продаже. Прямых норм, касающихся специфики поставки, ГКУ не содержит.
Что изменилось в регулировании договора поставки
Качество товара. Согласно ч. 5 ст. 268 ХКУ покупатель имел право не принимать и не оплачивать некачественный товар, который не соответствовал стандартам или техническим условиям. В то же время Гражданский кодекс Украины позволяет отказаться от товара только в случае существенных нарушений качества, а именно: недостатки не подлежат устранению; устранение дефектов требует чрезмерных затрат или времени; дефекты повторяются или появляются снова после их устранения (ч. 2 ст. 678 ГКУ).
Гарантийный срок. По ХКУ гарантийный срок начинался с момента ввода товара в эксплуатацию, но не позднее чем через год после его получения покупателем. По ГКУ гарантия начинается с момента передачи товара, если иное не установлено договором.
Срок действия договора. ХКУ определял срок действия договора — один год или долгосрочно, а при отсутствии срока договор считался заключённым на год (ч. 1 ст. 267). ГКУ не содержит конкретной нормы о сроке действия договора поставки. Теперь применяются общедоговорные положения ГКУ, согласно которым срок определяется по соглашению сторон.
Сроки исковой давности. Иски по товарам ненадлежащего качества по ХКУ могли быть поданы в течение 6 месяцев с момента выявления недостатков (ч. 8 ст. 269). По ГКУ срок исковой давности составляет 1 год со дня обнаружения дефекта или со дня его выявления в пределах гарантийного срока, если такой установлен (ст. 681, ст. 680). Однако ст. 259 ГКУ позволяет сторонам договориться о продлении срока исковой давности.
Практический кейс: как юрист помог адаптировать договор поставки под законодательные изменения
После отмены ХКУ компания, занимающаяся поставкой сантехники, обратилась к юристу для обновления договора поставки, поскольку предыдущий базировался на устаревших нормах. Юрист подготовил новый проект с учётом интересов поставщика.
В частности, было изменено формулирование относительно качества товара: право на отказ возникает только при существенных нарушениях качества — например, если дефекты неустранимы или повторяются. Это позволило поставщику избежать риска необоснованных отказов от товара.
Этот кейс демонстрирует, насколько важно применять профессиональный юридический подход, учитывая специфику и уникальные потребности каждого бизнеса.
Наём (аренда): ст. 759—787 — что нового?
Согласно обновлённым нормам, регулирование найма (аренды) стало более гибким — ключевой акцент сделан на свободе договора.
Существенные условия. Ранее ХКУ чётко определял существенные условия договора аренды — объект, срок, плату, амортизацию, условия возврата или выкупа. В ГКУ такие требования сохраняются только для аренды жилья с выкупом. Теперь действует принцип свободы договора (ст. 627 ГКУ): стороны сами определяют условия, не запрещённые законом. Чтобы избежать споров, стоит прямо указывать в договоре, какие условия считаются существенными.
Преимущественное право. Арендатор, добросовестно исполняющий условия договора, имеет преимущественное право на его продление по сравнению с другими претендентами — как по ХКУ, так и по ГКУ. В Гражданском кодексе это право закреплено за нанимателем, который надлежащим образом выполнял договор, и даёт ему преимущество при заключении нового договора после окончания предыдущего срока.
Одностороннее расторжение договора. Согласно ч. 1 ст. 291 ХКУ односторонний отказ от договора аренды был запрещён. Вместо этого ГКУ допускает такой отказ, если другая сторона предупреждена письменно. В частности, наймодатель может расторгнуть договор и потребовать возврата имущества, если наниматель не оплачивает арендную плату три месяца подряд (ч. 1 ст. 782 ГКУ).
Пример: аренда по новым правилам
Ситуация: Компания ищет помещение для размещения офиса. Ранее, по ХКУ, договор аренды требовал чётко прописанных существенных условий: срок, объект, арендная плата, амортизация, порядок возврата. Любое нарушение структуры могло привести к признанию договора недействительным.
Компания заключает договор аренды в сентябре 2025 года по новым правилам, где действует принцип свободы договора (ст. 627 ГКУ). В договоре стороны самостоятельно определяют существенные условия — срок, плату, порядок расторжения — и прямо указывают: «Стороны признают существенными условиями срок аренды и порядок возврата имущества».Дополнительно: арендатор получает преимущественное право на продление договора, а арендодатель — возможность одностороннего расторжения в соответствии с положениями ГКУ.
Таким образом, новые изменения позволили заключить договор быстрее, с учётом бизнес-процессов, и с меньшими рисками благодаря чётко согласованным положениям.
Подряд (ст. 837–864 ГКУ)
Ранее ХК Украины определял лишь подрядные отношения в капитальном строительстве (ст. 317–322). И содержал прямую норму, которая отсылала к нормам Гражданского кодекса: «Общие условия договоров подряда определяются в соответствии с положениями Гражданского кодекса Украины о договоре подряда, если иное не предусмотрено этим Кодексом».
Теперь регулирование подряда, в том числе капитального, отнесено к компетенции Гражданского кодекса Украины, однако детали заключения такого договора регулируются правительствинным Постановлением №668.
Что имеем в итоге?
Мы проанализировали лишь три вида договорных правоотношений, однако можем сделать вывод, что реформа ХКУ упростила заключение договоров, унифицировав регулирование по Гражданскому кодексу. В первую очередь это исключило случаи правовой неопределённости, когда отдельные нормы ХК противоречили нормам гражданского законодательства.
Роль специальных законов после отмены ХКУ
Основные спецзаконы для бизнеса: что нужно знать?
Предпринимательство
Главы 7, 8, 10 и 11 Хозяйственного кодекса Украины охватывали организационно-правовые формы предприятий — частные, государственные, коммунальные и коллективные — а также основы их создания и деятельности.
Закон № 4196-IX предусматривает реформу юридических лиц, в частности исключение формы «предприятие» из правового поля, что делает положения этих глав неактуальными. Соответственно, предпринимательство больше не регулируется специальными законами, однако оно должно трансформироваться в новые формы.
Законодатель указывает, если в течение переходного периода собственник или уполномоченный орган не принял решение о прекращении частного предприятия, его деятельность далее регулируется положениями Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» № 2275. При этом устав частного предприятия утрачивает силу в части, противоречащей нормам Закона № 2275.
Кроме того, до 28 февраля 2026 года государственные предприятия обязаны изменить свою организационно-правовую форму на ООО или АО и далее действовать согласно Закону № 2275, Закону Украины «Об акционерных обществах» № 2465-IX, а также другим специальным нормативным актам.
Если этого не будет сделано, Правительство передаёт соответствующий имущественный комплекс Фонду государственного имущества для дальнейшей приватизации или прекращения деятельности.
Госзакупки
В настоящее время процесс закупки товаров (госзаказ) по-прежнему регулируется Законом Украины «О публичных закупках» № 922-VIII с учётом Особенностей, утверждённых постановлением КМУ № 1178 на период действия военного положения и в течение 90 дней после его завершения.
В связи со вступлением в силу Закона № 4196-IX заказчикам необходимо обновить тендерную документацию и проекты договоров для открытых торгов, которые будут объявляться после утраты силы Хозяйственным кодексом Украины. В частности, следует исключить ссылки на нормы устаревшего кодекса и заменить их положениями Гражданского кодекса Украины либо соответствующими отраслевыми законами.
Договоры о закупке, заключённые до 28 августа 2025 года, остаются действительными и исполняются в течение установленного срока. Изменение их существенных условий возможно лишь в случаях, определённых пунктом 19 Особенностей № 1178, и должно соответствовать положениям, предусмотренным в проекте договора и самом договоре о закупке.
Защита от монополизма
Ранее глава 3 Хозяйственного кодекса Украины «Ограничение монополизма и защита от недобросовестной конкуренции» закрепляла основы правового регулирования, направленного на обеспечение равных условий хозяйствования, недопущение злоупотребления монопольным положением и защиту от недобросовестной конкуренции. После утраты силы ХКУ соответствующие правоотношения продолжают регулироваться без посреднического участия ХК, специальным законодательством, в частности:
Законом Украины «О защите экономической конкуренции» (№2210-III),
Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» (№236/96-ВР),
Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» (№3659-XII).
Участие государства в хозяйственной деятельности
В настоящее время функции государства, которые ранее были сосредоточены в Главе 2 Хозяйственного кодекса, реализуются специальными законами, которые действовали и ранее, но параллельно существовал и ХКУ. К таким законам относятся:
Налоговый кодекс Украины;
№877-V — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»;
№1023-XII — Закон Украины «О защите прав потребителей»;
№222-VIII — Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»;
№124-VIII — Закон Украины «О технических регламентах и оценке соответствия»;
№5007-VI — Закон Украины «О ценах и ценообразовании» и другие.
Право интеллектуальной собственности
Глава 16 ХКУ передала свои компетенции главе 35 ГКУ и специальным законам, в частности:
№3687-XII — Закон Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели», который определяет правовые механизмы защиты технических решений;
№3689-XII — Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» — регулирует порядок регистрации и использования торговых марок.
Влияние на бизнес: договоры, претензии и внутренние политики
Нужно ли немедленно адаптировать договоры в соответствии с новыми законодательными требованиями?
Игорь Мунтяну, адвокат по практике хозяйственного права, акцентирует: острой необходимости в немедленной адаптации нет — в части, касающейся действующих хозяйственных договоров, заключённых до законодательных изменений, Закон №4196-IX не устанавливает отдельных переходных норм относительно договоров. Поэтому договора, заключённые в соответствии с ХК, не теряют своей силы и продолжают действовать на определённых условиях до окончания срока их действия или досрочного прекращения.
На этом акцентирует и Верховный Суд в своём заключении.
Вместе с тем, постепенная адаптация договоров к нормам ГКУ должна быть обеспечена бизнесом.
Если договор содержит термины, присущие исключительно хозяйственному праву (например, «хозяйственное обязательство», «производственно-хозяйственная деятельность», «упущенная выгода»), их следует заменить на формулировки, согласованные с нормами Гражданского кодекса, чтобы избежать правовой неопределённости.
Поэтому рекомендуется обратиться к юристу или адвокату по хозяйственным делам для проведения аудита договоров и постепенного приведения их к актуальным законодательным реалиям путём заключения дополнительных соглашений. Если срок действия договора истёк, юрист поможет составить новый проект договора с учётом законодательных изменений.
Институт претензий: актуальность после отмены ХКУ
В результате реформы хозяйственного права исчезает и единый законодательно установленный порядок досудебного урегулирования спора путём направления претензии (ст. 222 ХКУ).
Теперь сторонам целесообразно самостоятельно определять такой порядок в договоре — через чёткое прописывание соответствующих процедур, в частности: сроки подачи, предоставления ответа и последствия его отсутствия.
Полномочия руководителя
Часть 5 ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины чётко определяла, что руководитель действует от имени предприятия без доверенности. Однако в действующем Гражданском кодексе Украины такой корреспондирующей нормы нет.
Игорь Мунтяну подчёркивает: ситуация не изменилась — руководители и дальше действуют без доверенности, однако следует позаботиться о том, чтобы такое полномочие было прямо прописано в уставе, который в соответствии со ст. 88 ГКУ должен содержать описание органов управления юридического лица и их полномочий.
Спецзаконы «О хозяйственных обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и «Об акционерных обществах» также предусматривают представительство без доверенности руководящим органом, однако акцент делают на определённых особенностях, которые могут устанавливаться уставами.
Штатное расписание сегодня: обязанность или право?
Хозяйственный кодекс был единственным законом, который определял обязательность штатного расписания.
В настоящее время ни КЗоТУ, ни Закон «Об оплате труда» не устанавливают прямого требования относительно обязательности такого документа, однако его значение косвенно признаётся рядом других нормативных актов.
Поэтому, если у вас есть штатное расписание, отменять его в связи с законодательными изменениями не нужно. Действующее законодательство не запрещает наличие такого документа.
Работодатель обязан обеспечить достоверный бухгалтерский учёт расходов на оплату труда (ст. 30 Закона Украины «Об оплате труда»), согласитесь, это трудно сделать, если у работодателя нет структурированного документа, где зафиксированы должности и размеры окладов. Поэтому моя настоятельная рекомендация — иметь в пакете внутренних локальных документов работодателя штатное расписание. Его название и форма могут устанавливаться по усмотрению работодателя, однако наличие такого документа существенно упорядочивает кадровые процессы, — акцентирует Игорь Мунтяну.
Что касается наличия штатного расписания после 28.08.2025, своё мнение высказали и государственные регуляторы: Минэкономики в письме №4701-05/55169-09 от 19.08.2025 и Госслужба по труду в письме №2983/2.3/2.1-25а от 07.08.2025.
Будет ли штраф за отсутствие штатного расписания или иного документа, который определяет размеры окладов и должности?
Вполне вероятно — в размере минимальной заработной платы за каждое такое нарушение (ст. 265 КЗоТУ).
Поскольку проверяющими это может быть расценено как ненадлежащее обеспечение работодателем достоверного учёта расходов на оплату труда.
Роль юриста в адаптации к новым нормам
Юрист играет ключевую роль в адаптации бизнеса к новым нормам: анализирует законодательные изменения, обновляет внутренние документы, консультирует по правовым рискам и обеспечивает соответствие деятельности актуальным требованиям.
Аудит документов. Проведение комплексной проверки договоров, внутренних политик, положений и процедур предприятия на соответствие требованиям ГКУ, специального законодательства и актуальной судебной практики. Выявление правовых рисков и подготовка рекомендаций по их устранению.
Адаптация внутренних процессов. Внесение изменений в кадровые, финансовые, договорные и управленческие документы в соответствии с новыми нормами.
Разработка новых документов. Подготовка новых договоров, положений, регламентов и других юридически значимых документов, внесение необходимых изменений и дополнений в действующие акты. Обеспечение юридической согласованности документов между собой и с нормами права.
Консультация. Предоставление разъяснений относительно применения положений ГКУ и специальных законов, формирование правовых выводов, разработка алгоритмов действий для руководства и ответственных работников.
Сопровождение изменений в уставных документах и реестрах. При изменении организационно-правовой формы, если устав содержал прямые положения из ХК и т. п.
Обжалование и защита. Представление интересов предприятия в спорах, возникающих из-за несоответствия документов законодательству, в том числе в судебных процессах.
Мониторинг законодательства. Системное отслеживание изменений в нормативно-правовых актах, влияющих на хозяйственную деятельность, и оперативное реагирование на них.
Практическая ситуация: как юридическая консультация помогла выбрать правильную бизнес-стратегию изменения организационной формы
В связи с изменениями в законодательстве частное предприятие должно перейти на форму ООО. Собственник изначально планировал создать новое ООО и постепенно перевести активы, ликвидировав ЧП.
Наш адвокат проанализировал уставные документы клиента и установил, что деятельность предприятия осуществляется на основании действующих разрешений и лицензий. Поэтому было предложено выбрать вариант не ликвидации, а реорганизации путём преобразования (ст. 108 ГКУ), согласно которому ООО является правопреемником ЧП. Таким образом, ООО сохраняет все права, обязанности, разрешения, лицензии, код ЕГРПОУ и т. д., выданные предшественнику.
После принятия решения и при поддержке адвоката ЧП начало процедуру преобразования: оформлен протокол собрания, создана комиссия по реорганизации, определены сроки для предъявления требований кредиторами и проведена государственная регистрация таких изменений.
Далее клиента ждёт ещё ряд процедур, таких как рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов, утверждение новых уставных документов, оформление передаточных актов, решение вопроса о переводе работников.
Этот процесс довольно объёмный и длительный, однако по сравнению с полной ликвидацией такой подход обеспечивает правовую преемственность и минимизирует риски для бизнеса.
Если у вас есть сомнения относительно дальнейших действий или стратегии — обращайтесь за консультацией.
Команда адвокатов по сопровождению бизнеса ОА «Актум» поможет пройти реформу без лишних хлопот.
Советы для бизнеса
Проведите аудит договоров и политик до 28.08.2025. Определите положения, основанные на нормах ХКУ, и оцените их актуальность.
Обратитесь к юристу для адаптации документов к гражданско-правовым нормам и специальным законам. Это поможет избежать правовой неопределённости и сохранить юридическую силу документов.
Обновите корпоративные политики и процедуры. Учтите новые требования ГКУ при формировании кадровых, договорных, финансовых и управленческих политик.
Также важно детализировать досудебный порядок урегулирования споров, механизмы ответственности и гарантийные условия.
Обновите шаблоны договоров и инструкций. Создайте новые типовые формы, соответствующие ГКУ, чтобы упростить работу с документами.
В качестве выводов
Как видно, законодательные изменения, связанные с отменой ХК Украины, не повлияли на бизнес в глобальном смысле, ведь так или иначе регулирование осуществлялось нормами Гражданского кодекса Украины и специальными законами. Единственное, что добавило хлопот — необходимость изменения организационно-правовой формы для отдельных предприятий.
По сути, кроме Закона №4196-IX, новых нормативных актов не было принято, а предпринимательская деятельность и дальше основывается на специальном законодательстве, действовавшем ранее. Хозяйственный кодекс выполнял скорее общую функцию, предоставляя рамочное регулирование отдельных сфер, тогда как в бизнес-практике всегда предпочтение отдавалось отраслевым законам, содержащим конкретные и прикладные нормы.
Следовательно, бизнесу не стоит опасаться вызовов, связанных с реформой хозяйственного законодательства — при квалифицированном юридическом сопровождении переход к новым правилам происходит уверенно, структурировано и без лишних трудностей.
Вопросы от бизнеса — ответы от экспертов
Какие основные изменения в регулировании бизнеса после отмены ХКУ?
После отмены ХКУ бизнес переходит под регулирование ГКУ и специальных законов, что требует обновления договоров и внутренних документов и усиливает принцип свободы договора.
Какие статьи ГКУ теперь регулируют хозяйственные договоры?
Главы 52 и 53 ГКУ устанавливают общие правила заключения договоров: порядок их оформления, существенные условия, форму, момент вступления в силу, а также основания для изменения или расторжения.
Какие специальные законы важны для бизнеса после отмены ХКУ?
Всё зависит от особенностей конкретного вида деятельности. Ранее уже упоминались отдельные отраслевые законы, однако их существует значительно больше, и каждый из них имеет свою значимость в зависимости от сферы применения — поэтому их актуальность следует оценивать индивидуально.
Нужно ли перезаключать старые договоры после 28.08.2025?
Закон №4196 не предусматривает отдельных переходных норм относительно хозяйственных договоров, заключенных до отмены Хозяйственного кодекса. Соответственно, такие договоры остаются действительными до окончания срока их действия или прекращения на иных законных основаниях.
Как специальные законы влияют на корпоративное управление?
Существенно. Поскольку законы детализируют и конкретизируют особенности функционирования, контроля и ответственности. В частности, они регулируют права акционеров, контроль конкуренции, полномочия и ответственность руководителей, обеспечение корпоративной прозрачности и подотчётности — всё это закрепляется специальными законами и уставными документами.
Какие риски возникают, если не адаптировать договоры к ГКУ?
Это может привести к юридической неопределённости, осложнить взаимодействие с контрагентами, а со временем — стать предметом внимания контролирующих органов из-за выявленных пробелов в документации.
Нужен ли юрист для адаптации к новым нормам ГКУ?
Неправильно адаптированные договора могут содержать недействительные или противоречивые положения, что осложнит претензионную работу или судебную защиту. Поэтому привлечение юриста, специализирующегося на корпоративном праве, — это правильное стратегическое решение.
Как отмена ХКУ влияет на форс-мажор в договорах?
Кардинальных изменений не произойдёт, поскольку вопрос освобождения от ответственности предусмотрен в ст. 716 ГКУ, а детализация форс-мажора и документ, подтверждающий такие обстоятельства, урегулированы в ст. 14-1 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах».
Претерпели ли изменения Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ХПКУ) и Гражданский процессуальный кодекс Украины?
Существенных изменений процессуальные законы не претерпели. Единственное, на что стоит обратить внимание: Законом №4271-IX из ХПКУ было исключено понятие «субъект хозяйствования» — теперь применяется формулировка: юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель. Также статья 20 дополнена новыми определениями, которые разграничивают, что такое хозяйственная деятельность, в частности: коммерческая и некоммерческая. Гражданский процессуальный кодекс Украины подобных изменений не претерпел.
Как узнать о новых нормах ГКУ и специальных законов?
Чтобы быть в курсе законодательных изменений, следите за обновлениями на сайтах:
Регулярный мониторинг позволит оперативно реагировать на новые требования. Полезной также будет профессиональная аналитика с профильных сайтов и изданий.
В хозяйственных делах важна точность — и именно её обеспечивает команда АО «Актум», работая с вами персонально.
