Actum Logo
Actum Logo
Публікації
bg
Поиск

Блокировка налоговых накладных и статус рискованности

#налоги

#ответственность за неуплату налогов

#хозяйственное право

#ООО

#ФЛП

час читання 10 хв.

Автор статті: Наталья Ладыжинская

Юридична відповідність:

Коробейникова Елизавета Юрьевна, адвокат Адвокатського об’єднання АКТУМ, свідоцтво: #Серія ДП №4504 від 04.10.2019

Дата останнього оновлення:

31.10.2025

Пожалуй, нет в Украине предпринимателей, которые не задерживают дыхание во время отправления налоговой накладной в ожидании квитанции № 2. К сожалению, орган, который должен поддержать бизнес и предоставить прозрачные условия для работы, в большинстве своем просто блокирует их, а уже после обжалования блокирования начинается изучение ситуации.

За последние годы в СМИ прошли многие обнадеживающие заголовки по уменьшению налогового давления и обещаниям уменьшить количество блокировок налоговых накладных. Однако по факту в 2025 году количество блокировок через Систему мониторинга критериев оценки рисков (СМКОР) только возросло, а налоговый контроль усилился.

Стало ли легче в 2025 году?

Основными источниками получения информации о механизме блокировки и борьбе с ним являются:

Постановление Кабинета министров Украины № 1165, устанавливающее порядки остановки регистрации или расчета корректировки (в Едином реестре налоговых накладных), которое с 01.02.2020 года пришло на смену Порядку, утвержденному Постановлением Кабинета Министров №117";

Постановление Кабинета министров Украины № 1048 о внесении изменений в порядок остановки налоговых накладных № 1165 (вступившее в силу 27.09.2025);

Статья 201 Налогового кодекса Украины, для понимания какие есть требования к налоговой накладной.

Если коротко описать механизм, то в случае попадания предприятия под критерии рисковости автоматически происходит – блокировка.

Главным шагом на опережение для бизнеса является тщательное изучение этих критериев, устранение всех возможных недостатков и умение своевременно и качественно обжаловать вынесенное решение в административном и судебном порядке.

Привлечение юриста, в частности, налогового адвоката АО «Актум», станет наилучшим решением для решения вопроса о разблокировании налоговых накладных.

Что такое блокировка налоговых накладных?

Автоматическая остановка регистрации налоговых накладных через СМКОР - механизм, согласно которому налоговая служба автоматически приостанавливает регистрацию налоговых накладных (НН) или расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН), если такие накладные по результатам программного мониторинга соответствуют хотя бы одному из критериев риска плательщика (или его операции). Также, с учетом изменений, внесенных в 2025 году постановлением КМУ №1048, это может быть основанием для автоматического или «ручного» внесения плательщика в реестр рисковых предприятий.

Как проверить рисковость предприятия?

Причины блокировки и признаки рисковости предприятия можно разделить на две группы.

Рисковсть самого плательщика (приложение 1 к Порядку № 1165), которое включает:

Неправильная регистрация плательщика – зарегистрированная или перерегистрированная на основе недействительных, поддельных, утерянных документов.

Регистрация на имя «мертвых» или фиктивных лиц – при регистрации плательщика использовались данные несуществующих, умерших или без вести пропавших людей.

Регистрация плательщика с отсутствием намерения вести бизнес – плательщик зарегистрирован, но лица, выступившие регистрантами, не собирались реально осуществлять хозяйственную деятельность.

Деятельность без ведома руководителя или учредителей – плательщик осуществляет финансово-хозяйственную деятельность без согласия или извещения об этом руководителя или учредителя предприятия.

Юридическое лицо имеет счета только в Государственной казначейской службе – отсутствуют стандартные банковские (или платежные) счета, кроме счетов в ГКС (за исключением бюджетных учреждений).

Не представление отчетности по НДС – плательщиком не представлен отчет по НДС за последние два отчетных периода;

Не представление финансовой отчетности – юридическим лицом не представлена ​​финансовая отчетность за последний отчетный период.

Наличие информации о рисковой операции – - контролирующий орган имеет данные, что отдельные операции плательщика могут быть бестоварными, схемными или иметь другие рисковые признаки.

Рисковость конкретной операции (приложение 3 к Порядку № 1165), в частности, включает следующие признаки:

Объем поставки «на увеличение» слишком велик по сравнению с приобретениями - если в НН/РК отмечены крупные поставки товаров или услуг (что добавляет налоговые обязательства), при этом объем значительно превышает объем приобретений (по входным накладным, импорту и т.п.).

Отсутствие или аннулирование лицензий для подакцизных товаров – если у продавца нет действующей лицензии на производство, оптовую торговлю или импорт подакцизных товаров, а в накладной указаны такие товары.

Отсутствие сведений в Реестре плательщиков акциза горючего в отношении продавца - если у субъекта, выставившего НН с горючим, нет соответствующей записи в Реестре;

Изменение кода товара/услуги в корректировке, которое не было в первоначальном перечне - если поставщик составляет расчет корректировки (например, изменяет коды, чтобы изменить номенклатуру товаров или услуг), но в таблице данных такого товара/услуги раньше не было.

Сумма компенсации при корректировке на уменьшение превышает "обоснованный предел" - если получатель представляет корректировку, уменьшающую налоговые обязательства, а компенсация, указанная в нем, значительно превышает определенный «расчетный остаток».

Другие операции, связанные с экспортом/вывозом товаров – из-за изменений, внесенных в 2024 году, операции с вывозом за пределы Украины товаров (особенно в условиях режима экспортного обеспечения) также подлежат отдельному мониторингу как потенциально рисковые.

Пример

ООО «Л» специализируется на оптовой торговле строительной смесью. Компания работает уже несколько лет и имеет стабильные, но минимальные показатели по уплате налогов и официальной заработной платы. В течение последних двух отчетных периодов компания декларировала высокие объемы поставок (миллионы гривен), но сумма уплаченного НДФЛ и НДС была значительно ниже среднего показателя для компаний в строительной и торговой сферах.

В августе 2025 года общество сформировало налоговую накладную на поставку крупной партии строительной смеси на сумму 800 тыс. грн в адрес крупного застройщика. СМКОР автоматически сделала сравнение с предыдущей налоговой историей, средними отраслевыми показателями, заблокировала накладную и отправила в реестр рисковых налогоплательщиков. Это было расценено как схема формирования фиктивного налогового кредита.

Но есть и хорошие новости, с 27.09.2025 утверждены изменения в порядок № 1165, внесенные постановлением Кабинета министров Украины № 1048, которые должны либерализировать условия для честного бизнеса и уменьшить количество безосновательных блокировок.

Тезисно можно разделить изменения на три блока:

Безусловная регистрация налоговых накладных, увеличение ее критериев:

увеличение лимита объема поставки (до 1 млн грн);

увеличение лимита на контрагента (до 100 тыс. грн.);

увеличение количества предприятий, где один человек может быть руководителем (с 3 до 5);

увеличение порога для мелких операций (лимит по 1 накладной с 5 тыс. грн до 10 тыс. грн, общий объем таких операций в месяц с 500 тыс. грн до 3 млн грн).

Изменения в учете налоговой истории:

усиление «положительной истории» (увеличены лимиты объема операций для отдельных показателей с 1 млн грн до 3 млн грн);

улучшение механизма работы таблицы данных (автоматический учет.

Уточнение по расчетам корректировки:

увеличен срок регистрации накладной при возврате товара (аванса) от неплательщика НДС с 30 до 90 дней.

Также важно отметить, что этими изменениями внедрено упрощение признаков для безусловной регистрации для экспортеров из зон риска боевых действий (работающих на территориях на которых существует возможность боевых действий, но по состоянию на данный момент такие действия отсутствуют).

Так какие налоговые накладные не блокируются? Те, которые соответствуют признакам безусловной регистрации:

незначительные объемы;

налоговая нагрузка более 5 процентов;

небольшое превышение;

учтена таблица данных;

накладная на неплательщика НДС не содержит подакцизных товаров;

положительная налоговая история;

отдельные операции предприятий, работающих на территориях с угрозой боевых действий.

Позитивная история и получение статуса рисковости

Одним из определяющих факторов, влияющих на регистрацию налоговой накладной или расчета корректировки, являются показатели, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога на добавленную стоимость (определена приложением 2 к Постановлению № 1165).

Такими показателями являются:

1. Ограниченный объем поставок

общий объем поставок (по НН/РК) в текущем месяце не превышает 3 млн грн;

объем поставки одному получателю (НДС-плательщику) - не более 500 тыс. грн;

руководитель не занимает аналогичную должность в более чем пяти налогоплательщиках.

2. Однообразие деятельности ("монооперационность") в течение не менее 6 месяцев

приобретение товаров/услуг: ≥ 75 % общего объема приобретений приходится на товары/услуги, относящиеся к не более чем 4 кодам УКТ ВЭД/ДКПП;

поставки товаров/услуг: ≥ 75 % от общего объема реализации приходится на товары/услуги одного кода УКТ ВЭД/ДКПП;

показатель D (налоговая нагрузка) > 0,05 (т.е. более 5%);

показатель «Р поток» (текущее соотношение объемов) меньше, чем «Р макс» (максимально допустимый) — то есть продажи в текущем месяце не превышают определенную предельную величину по сравнению с предыдущими периодами.

3. Наличие значительных материальных активов

остаточная стоимость основных средств (по балансовым данным) — более 5 млн. грн. (При этом руководитель и учредители не менялись с начала предыдущего года).

4. Совокупная площадь земельных участков

собственная или арендованная площадь земель не менее 200 га;

арендовано коммунальных/государственных земель - не менее 0,5 га.

5. Среднемесячная сумма уплаченного НДФЛ и численность работников

сумма НДФЛ на одно работающее лицо за месяц должна превышать налог с двух минимальных зарплат;

среднемесячное количество работников – не менее 5 человек.

6. Общая сумма уплаченных налогов и ЕСВ за предыдущий год

сумма уплаченных налогов вместе с единым социальным взносом за предыдущий год - более 10 млн. грн.

7. Уплата НДС за последние 12 месяцев (при одновременном выполнении указанных условий)

сумма НДС за последние 12 календарных месяцев - превышает 1 млн грн; показатель D > 0,05;

«Р поток» < «Р макс».

8. Выполнение условий по налоговым накладным / корректировкам

если есть накладные или расчеты корректировки, регистрация которых была остановлена, для них даны надлежащие пояснения и документы;

общий объем поставок за последние 6 месяцев должен превышать 500 тыс. грн.

9. Стабильность на протяжении 36 месяцев

отсутствие задолженности по налогам и единому взносу;

своевременное представление налоговой отчетности;

своевременная регистрация НН/РК в ЕРНН;

среднемесячный объем снабжения ≥ 500 тыс. грн;

показатель D > 0,05;

«Р поток» < «Р макс».

Если предприятие не имеет такой положительной истории есть вероятность получения статуса рисковости, что влечет дальнейшую автоматическую блокировку всех последующих накладных, усиленные проверки со стороны налоговой службы, наложение штрафов. Рисковые налогоплательщики, если не избавляются от этого статуса, с каждым новым периодом все глубже погружаются в состояние беспомощности.

В 2025 году имеем изменения автоматизированного присвоения статуса через реестр ГНС. Постановлением КМУ № 1048 усовершенствован мониторинг регистрации налоговых накладных. Эти изменения направлены на усиление контроля за рисковыми плательщиками путем автоматического сопоставления информации: если данные плательщика (о руководителе, адресе, налоговом долге) автоматически соответствуют одному из критериев рискованности, он может быть внесен в перечень рисковых без дополнительного ручного решения. Однако, постановление №1048 также расширило возможности для автоматического исключения плательщика из списков и автоматического учета его таблицы данных, если он соответствует новым, более либеральным показателям положительной налоговой истории.

Ситуация из практики

ООО «М» имеет большой объем поставки (8 млн грн в месяц), но постоянно декларирует минимальный уровень уплаты НДС в бюджет (низкую налоговую нагрузку) и имеет одного официально оформленного работника. При попытке подать НН со стороны СМКОР сработал критерий рисковости (первые накладные заблокировались как «пересорт». Далее, как следствие, произошло присвоение статуса, что предприятие имеет критически низкую налоговую нагрузку и недостаточно ресурсов для таких объемов (отсутствие персонала, техники). В результате плательщик автоматически получил статус рискового предприятия, что привело к дальнейшему блокированию всех его накладных. В дальнейшем это продолжалось вплоть до момента его исключения из перечня рисковых.

Процедура разблокирования накладных и обжалования статуса

Процедура разблокирования остановленной налоговой накладной регламентирована Порядком принятия решений о регистрации/отказе в регистрации накладных в ЕРНН, утвержденным приказом Министерства финансов Украины № 520. Общий процесс можно разделить на три этапа.

Представление уведомления и копий документов в налоговый орган на региональном уровне:

к сообщению о представлении объяснений прилагаются документы, подтверждающие реальность сделки (объяснения, копии договоров, ТТН, банковские выписки, платежные поручения, штатное расписание, складские справки, акты приемки и т.п.);

срок представления – в течение 365 дней;

срок рассмотрения комиссией – до 5 рабочих дней.

Административное обжалование отказа комиссии регионального уровня в Государственную налоговую службу Украины:

через электронный кабинет плательщика подается жалоба в ГНС Украины;

срок подачи жалобы – 10 рабочих дней, следующих за днем ​​получения решения об отказе на региональном уровне;

срок рассмотрения комиссией ГНС - 10 календарных дней со дня получения жалобы (срок может быть продлен).

Если административное обжалование не принесло результата, наступает этап судебного обжалования:

подача иска в административный суд об отмене решений об отказе в регистрации и обязательства ГНС ​​зарегистрировать налоговые накладные;

срок подачи иска – три месяца со дня получения решения об отказе;

срок рассмотрения судом – законодательно он составляет до 60 дней в первой инстанции, фактически 4-8 месяцев.

В Киевском окружном административном суде этот срок может достигнуть полутора-двух лет (в связи со значительной нагрузкой после ликвидации Окружного административного суда г. Киева);

вступление решения законной силы не означает автоматического его выполнения, при необходимости нужно обращаться в налоговый орган для выяснения состояния и сроков выполнения.

Обновления процедур в 2025 году не изменили общую последовательность этих этапов, но усилили требования к налоговой истории плательщика и расширили возможности автоматического разблокирования после снятия риска предприятия или учета таблицы данных.

Имеем пример разблокировки НН за 3 дня

ООО «Н» (оптовая торговля зерном) получило автоматическую блокировку всех налоговых накладных, поскольку было внесено в перечень рисковых. Причиной стало то, что ее новоназначенный директор руководит большим количеством других предприятий, имеющих сомнительную налоговую историю. Компания немедленно подала документы, подтверждающие реальность текущей операции (договор, расходные накладные, сертификаты качества на зерно, ТТН) и ключевые объяснения, что этот новый директор был назначен временно, предоставили копии приказа о его увольнении и назначении нового «чистого» директора. Как результат, комиссия регионального уровня исключила предприятие из списка рисковых, что привело к автоматической регистрации всех заблокированных накладных уже на третий рабочий день после обращения.

Риски и проблемы при блокировке накладных

Остановка регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки через СМКОР создает серьезные проблемы не только для компании-поставщика, но и для ее контрагентов. Это парализует денежные потоки и увеличивает налоговые риски.

Ключевые проблемы:

Остановка бизнеса и финансовое давление – блокировка фактически замораживает налоговый кредит для покупателя, он приостанавливает оплату до момента разблокировки, что часто создает кассовые разрывы у поставщика.

Штрафные санкции – за несвоевременную регистрацию разблокированной накладной, даже Комиссией или судом, плательщик все равно может быть оштрафован. Минимальный размер штрафа за каждую просроченную тираж 510 грн и может расти в зависимости от количества дней просрочки.

Заморозка налогового кредита – это прямой убыток для покупателя, поскольку он вынужден платить НДС в бюджет из собственных средств, ожидая решения ГНС.

В чем потенциальный риск для плательщика:

Налоговые проверки: систематическая блокировка НН или включение компании в список рисковых плательщиков почти гарантированно приводит к документальным проверкам со стороны ГНС.

Блокировка счетов: наличие значительного налогового долга или длительное игнорирование статуса рисковости может стать основанием для ареста банковских счетов компании, полностью парализующей ее хозяйственную деятельность.

Репутационные потери: постоянное блокирование создает статус "рисковый контрагент", что приводит к отказу партнеров от сотрудничества, ведь они не хотят терять свой налоговый кредит.

По сравнению с вышеперечисленными рисками и проблемами, средние расходы на юриста для сопровождения процесса разблокирования налоговых накладных составляют от 20 000 до 40 000 грн. Поэтому советуем привлечь квалифицированного адвоката по хозяйственным делам для быстрой разблокировки.

Пример, когда компания не воспользовалась такой возможностью и потеряла постоянных клиентов

ООО «Ш» (производитель упаковочных материалов) неожиданно получило блокировку крупной партии накладных, выписанных для постоянных клиентов (пищевых комбинатов). Блокировка произошла из-за технического срабатывания критерия рисковости (недостаточное количество мощностей для заявленного производства). Пищевые комбинаты, столкнувшись с угрозой потери налогового кредита на значительные суммы, не могли позволить себе финансового простоя. Поскольку сбор необходимых документов для разблокирования занял более двух недель, из-за необходимости получения дополнительных справок от производителя мощностей, два крупнейших клиента разорвали долгосрочные контракты и перешли к конкурентам.

Роль юриста при блокировке накладных

Что сделает для вас квалифицированный юрист:

Проведет консультацию, выяснит причины блокировки, произведет оценку статуса рисковости.

Подготовит исчерпывающий пакет документов, составит корректные пояснения.

Подаст объяснение региональной налоговой, жалобу в ГНС Украины на решение Комиссии, исковое заявление в суд, осуществит сопровождение дела в суде.

После вступления решения в законную силу проконтролирует состояние его выполнения и при необходимости ускорит его посредством отправки адвокатских запросов. Закон будет на вашей стороне.

Распространенным примером разблокировки через суд можно назвать опыт ООО «О», которому Комиссия дважды отказала в разблокировании налоговых накладных. Юрист подал иск, в котором подчеркнул, что ГНС отказывая не предоставила должного правового обоснования, а лишь формально ссылалась на «недостаточность документов». Суд, рассмотрев предоставленные доказательства реальности сделки, обязал ГНС зарегистрировать накладные и оплатить судебные издержки компании.

Поэтому не позволяйте автоматической системе парализовать ваш бизнес и не тратьте время на самостоятельную подготовку. Обратитесь к профильному адвокату, чтобы обеспечить профессиональное юридическое сопровождение бизнеса быстрое разблокирование и избежать репутационных потерь. Рисковые предприятия это не то, чего стоит ваш бизнес.

Советы для бизнеса

Подытожим основные советы для предпринимателей:

Прямо сейчас перепроверьте соответствует ли ваш бизнес критериям рискованности, многие вопросы можно решить заранее, до блокирования налоговых накладных.

Обновляйте данные о компании. Изменения в деятельности КВЭД нужно оперативно передавать держателям официальных реестров.

Представьте таблицу данных, чтобы налоговая понимала вашу деятельность.

Обязательно храните все документы: договоры, акты, платежки (оригиналы или копии).

В случае возникновения необходимости своевременно подавайте пояснения к ГНС регионального уровня.

Если уже произошла блокировка, как можно скорее обратитесь к юристу.

Следите за изменениями законодательства. Подпишитесь на профильные (бухгалтерские) каналы в Telegram, социальных сетях, на страницы ГНС Украины и ГУ ГНС вашей области. Также проверяйте изменения в Налоговом кодексе на сайте Верховной Рады Украины.

Заключение

Блокировка налоговых накладных это вызов, требующий профессиональной реакции, иначе она способна остановить финансовые потоки и нанести репутационный ущерб. Несмотря на автоматизированный характер системы СМКОР и постоянное обновление критериев рисковости, эти проблемы подлежат решению.

Как проверить предприятие на рискованность? Регулярно мониторить свое состояние согласно определенным критериям, следить за информацией в собственном электронном кабинете.

Важность своевременной реакции и юридической поддержки заключается в доказательстве обоснованности операций на языке документов, понятном ДПС. Это единственный надежный путь, позволяющий быстро выйти из списка рисковых плательщиков, избежать проверок, минимизировать риск штрафов и предотвратить остановку хозяйственной деятельности.

Если ваша компания столкнулась с остановкой регистрации налоговых накладных или присвоением статуса рисковости, не тратьте время на самостоятельные попытки. Обратитесь к профильному юристу для профессиональной проверки вашего статуса, анализа причин блокировки и оперативной разблокировки налоговых накладных.

Часто задаваемые вопросы - ответы адвоката

Что такое статус рискового плательщика НДС и как узнать, присвоен ли статус рискованности?

Эта информация находится в электронном кабинете налогоплательщика.

Каковы основные причины для остановки налоговой накладной или расчета корректировки в 2025 году?

Рисковсть руководителя, отсутствие по месту регистрации или нахождения на адресе массовой регистрации, несоответствие приобретения/поставки (пересортировка), отсутствие или недостаточное количество наемных работников, отсутствие подтверждающих документов, неучет таблицы данных, отсутствие объяснений, наличие значительного налогового долга, низкая налоговая нагрузка.

Можно ли оспорить присвоение статуса рисковости?

Да, сначала подается обращение в Комиссию регионального уровня, затем жалоба в ГНС Украины, в случае отказа - иск в суд.

Сколько времени занимает рассмотрение жалобы на блокировку накладных?

Срок рассмотрения обращения Комиссией регионального уровня – до 5 рабочих дней, жалобы в ГНС Украины – 10 календарных дней.

Что делать, если накладные заблокированы из-за статуса рисковости?

Немедленно подготовить и подать в Комиссию регионального уровня обращение с пояснениями и документами, доказывающими реальность операции.

Какие штрафы за фиктивные операции в 2025 году?

25% от суммы доначисления (если нарушение признано непреднамеренным) или 50% и более суммы доначисления и завышенного бюджетного возмещения (если нарушение признано умышленным).

Можно ли избежать статуса рисковости?

Да, если заранее обеспечить соответствие всем критериям положительной налоговой истории, своевременно представить таблицу данных и воздерживаться от операций, имеющих признаки фиктивности.

Как подать объяснения на блокировку накладных через «Дию»?

Подача объяснений и копий документов осуществляется исключительно через электронный кабинет налогоплательщика, через «Дию» не предусмотрена соответствующая подача.

Влияет ли военное состояние на блокировку накладных?

Да, военное положение влияет, но не отменяет блокировку накладных. Последние изменения 2025 года связаны именно с ним: упрощение признаков для безусловной регистрации накладных для тех, кто работает в зоне риска боевых действий, увеличение критериев безусловной регистрации, изменения в учете налоговой истории, увеличение срока расчетов корректировки.