background photo
ПУБЛИКАЦИИ

Новые правила бронирования: что изменит законопроект 13335 и кого это коснется

3 сентября 2025 года Верховная Рада приняла новый законопроект №13335 о бронировании военнообязанных. В частности, им предусматривается временное бронирование (на 45 дней) для работников критически важных предприятий, не имеющих военно-учетного документа, не состоящих на учете или состоящих в розыске.


Игорь Мунтяну, адвокат адвокатского объединения Актум в программе «Сегодня утром» на Украинском Радио рассказал, почему появилась инициатива, кого коснутся изменения, что изменится для бизнеса, госслужащих и работников критической инфраструктуры, как работает механизм бронирования сейчас и что может измениться в случае принятия закона.

Источник: Українське Радіо


photo_2025-09-10_15-23-59.jpg

Почему происходят изменения в процедуре бронирования?


Такая законодательная инициатива, прежде всего, обусловлена ​​реальной проблемой — большим перекосом между бумажными военно-учетными документами и электронными реестрами, а также дефицитом кадров на критических предприятиях (в частности в ОПК).

То есть реальная проблема: часть работников критических предприятий не может быть забронирована из-за несоответствия военно-учетных документов. Это не только сфера оборонно-промышленного комплекса (ОПК), но и другие отрасли. Например, человек когда-то становился на учет, но его данные не внесены в электронный реестр. Либо он вообще никогда не состоял на учете. Поэтому предприятие не может законно оформить бронирование.

Наша адвокатская практика свидетельствует, что довольно часто у работников «проблемы с документами»: не стоят на учете, имеют неверные записи или отсутствие информации в электронном реестре. В результате предприятие не может их забронировать, хотя они выполняют критические функции.

Законопроект предлагает предоставлять временные - до 45 дней возможности бронирования, чтобы человек мог решить вопрос с документами и сохранить кадры. Это ответ на массив проблем, связанных с переходом в электронные реестры и большую роль мобилизационных процедур. Но пока только первое чтение: текст может меняться до окончательного принятия.

Какие проблемы с документами могут возникать?


Это могут быть разные случаи:

  • отсутствие военно-учетного документа;

  • отсутствие регистрации по месту жительства;

  • человек раньше стал на учет в одном месте, затем переехал и не перерегистрировался;

  • ошибки при переносе бумажных дел в электронный реестр;

  • в электронной системе данных нет или они противоречат бумажным записям;

  • разногласия между бумажными и электронными данными;

  • нарушение правил военного учета.

Сотрудник хочет легализовать свой статус, но, обратившись в ТЦК для уточнения данных, рискует получить повестку и быть мобилизованным. Такие случаи были и в IT-сфере, и в ОПК.

Часто, когда работник приходит в территориальный центр комплектования (ТЦК и СП), чтобы уточнить данные, рискует сразу получить повестку и сразу быть мобилизованным. И предприятие упускает шанс его забронировать.

Пример. Человек приносит письмо от предприятия: «Меня хотят забронировать», просит 10 дней, чтобы привести документы в порядок. Но формально ТЦК имеет право мобилизовать его на месте. Из-за этого многие критические предприятия теряли ценных работников. Именно эти случаи распространены. И именно эту проблему призван решить законопроект.


Как происходит процедура бронирования сейчас и что изменится?

На практике, если сотрудник не состоит на учете или имеет нарушения, предприятие не может оформить бронирование.

Новый законопроект предусматривает, что предприятие сможет получить бронирование сроком до 45 дней, чтобы человек успел встать на учет, исправить ошибки или пройти медкомиссию. В течение этих 45 дней необходимо привести военно-учетные документы (ВУД) в соответствие. Если этого не произойдет — тогда бронирование не продлят, и предприятие снова потеряет возможность забронировать его на год (или будет использовать другие механизмы, например работа в резерве).


Насколько распространена проблема несовпадений между бумажными документами и электронными реестрами?

Очень распространена. Переход к электронным реестрам сопровождался ошибками импорта данных:

  • кто-то был снят, но в бумажных делах есть;

  • в реестре появляются «розыски» из-за технических или процедурных ошибок;

  • разные ТЦК по-разному вносят данные.

Бывает, что человек стоит на учете, но в реестре появляется статус «в розыске». Затем этот статус исчезает, затем снова появляется. Это результат технических сбоев, несогласованности между разными ТЦК и качеством ведения реестров.

Особенно остро это проявилось после 2022 года, когда многие люди меняли место жительства или становились на учет в новых ТЦК и СП — и реальное наведение порядка в реестрах требует времени и большого объема работы.

Есть много примеров среди переселенцев, которые столкнулись с подобными проблемами: кто-то стал на учет во Львове, потом переехал в Киев — и данные не синхронизировались годами. И именно такие ситуации мы видим регулярно. Человек может быть «на учете» по бумагам, но в электронном реестре его нет и наоборот. Это усложняет и работу работодателя, и право человека на безопасное урегулирование статуса.


45 дней – для чего?

В законопроекте к первому чтению было прописано общее требование привести военно-учетные документы в соответствие.

По существующим правилам (постановление Кабмина №76) для бронирования есть критерии: пребывание на учете, отсутствие розыска, отсутствие нарушений военного учета и т.д.

Сотрудник должен встать на учет, устранить нарушения (например, уплатить штраф) или пройти медкомиссию — и тогда предприятие может оформить бронирование повторно (на год согласно процедуре).

Если не успевает, возможны другие пути, но прямого продолжения бронирования нет.


Можно бронировать 100%, а не 50% – от чего зависит?

С 3 сентября разрешили бронировать 100% сотрудников критических предприятий на прифронтовых территориях (ранее 50%). Кто определяет, является ли территория «прифронтовой» и как предпринимателям ориентироваться?

Речь идет о критически важных предприятиях в зонах активных или возможных боевых действий. Соответствующие критерии и перечни территорий определяет правительственное постановление, где есть категории «активные боевые действия» (типовые прифронтовые районы) и «возможные боевые действия».

Вопрос принадлежности территории – это вопрос официального включения в перечень. Также орган, дававший решение о критичности предприятия (обычно областная военная администрация) может обосновать необходимость для предприятия иметь большую квоту бронирования — до 100% (то есть до 100%, а не автоматически 100%). Предприятию нужно подготовить письмо с обоснованием и обращаться в соответствующий орган.

К примеру, Запорожская или Херсонская области – это активные боевые действия, а Николаевская или Одесская – возможные. Предприятие должно подать обоснование в орган, признавший его критическим. И если большинство работников выполняет важные задачи, можно получить разрешение на бронирование большего количества – до 100%. Это реальная помощь для предприятий в сложных условиях.


Если в «Резерве +» появилось сообщение «в розыске», что делать?

Это довольно распространённая ситуация. Причины могут быть разные:

  • обновление информации ТЦК и СП по конкретному лицу (новая информация и возможно направление повестки);

  • технические сбои при синхронизации электронных и бумажных реестров;

  • или разные записи в разных ТЦК и СП (личное дело в одном месте, электронная запись — в другом).

  • Минобороны тоже имеет доступ к реестру и может производить обновления.

Все это иногда дает разногласия и сообщения о розыске, нуждающихся в проверке в ТЦК.

Совет: будьте внимательны к сообщениям от ТЦК и обращайтесь к своим работодателям, если возникают вопросы с документами.


Полная версия эфира




Новые правила бронирования: что изменит законопроект 13335 и кого это коснется