background photo
ACTUM

ПУБЛИКАЦИИ

Порядок исчисления выслуги лет военнослужащим

Обеспечение военных пенсионеров урегулировано специальным Законом №2262. За годы действия этот нормативно-правовой акт претерпел существенные неоднократные изменения и определенные им льготы распространили, кроме собственно военных, на должностных лиц силовых структур. Общий для всех пенсионеров Закон №1058 также регулирует основные моменты при назначении пенсий и нет исключений для военнослужащих-пенсионеров.

Общий для всех пенсионеров Закон №1058 также регулирует основные моменты при назначении пенсий и нет исключений для военнослужащих-пенсионеров.


К тому же порядок исчисления выслуги лет военнослужащим нормирован подзаконными актами – правительственным постановлением №393 и приказом Минобороны №530, которые детализируют расчет пенсий и денежного довольствия на льготных условиях по соответствующим категориям несения службы. Приказ №530 касается только военных ВСУ, а постановление 393 – военнослужащих и других работников определенных структур.


Период несения военной службы засчитывается в страховой стаж, стаж работы, в частности по специальности, и стаж госслужбы. Соответствующий перечень содержит 17 статья Закона 2262.


До 31 декабря 2017 г. вопрос наличия страхового стажа решался таким образом, что к нему относилось все время службы в рядах армии без отсылки к вопросу уплаты страховых взносов, а после указанной даты, а именно с 01.01.2018 г. – по уплаченным работодателями или в/ч взносами из денежного обеспечения военнослужащих.


При назначении пенсии по Закону №2262 (статья 17) учитываются только полные годы выслуги или страхового стажа, которые не могут округляться в сторону увеличения.


Страховой стаж считается по достижению лицом определенного возраста ухода на пенсию, а выслуга лет – на момент завершения карьеры. Как правило, такая информация отображается в соответствующей справке с места работы или службы на основании данных личного дела будущего пенсионера.


Постановление Кабмина №393 до 2022 года определяло перечень периодов службы и работ, подлежащих льготному исчислению (один месяц на острове Змеиный пограничникам засчитывался за 40 дней, месяц в зоне АТО за три, а также месяц за полтора и два за определенное время отдельных видов службы).


В свою очередь, пенсии воинов определяются в процентном отношении к их денежному обеспечению на момент возникновения права выхода на пенсию.


Состав денежного довольствия


Денежное довольствие состоит из:


· основного обеспечения, которое начисляется каждый месяц и состоит из: оклада за должность, звание, надбавки за выслугу;


· дополнительное обеспечение, которое также начисляется ежемесячно и предусматривает: оклад повышенный по должности, доплаты, надбавки; вознаграждения за должность по киберзащите или безопасности, или за особые условия прохождения службы, или обучения в военное время;


· единоразовое дополнительное денежное довольствие: вознаграждения, в частности во времена военного положения; помощи;


Какие изменения произошли в законодательстве


Начиная с 2022 и до 2024 года законодательство по вопросам льготного пенсионного обеспечения воинов было трансформировано, что изменило подходы к исчислению выслуги лет военнослужащим и назначении пенсии на этих льготных основаниях.


Так, постановление Правительства №393 в 2022 году 19 февраля претерпело изменения. Изменения подразумевают, что выслуга лет на льготных основаниях устанавливается для учета размера пенсионных выплат военнослужащим, а вот при установлении права лица на назначение пенсии во внимание с тех пор решено принимать календарную выслугу лет.


Что касается Закона 2262, то в марте 2024 он дополнен новой редакцией статьи 17-1 (соответствующий акт, которым изменения внесены, вступил в силу 04.05.2024 г.), которая предусмотрела, что с тех пор этот закон определяет льготы при исчислении выслуг лет для старшинского, сержантского и рядового состава, за исключением срочников, и конкретные периоды, которые могут засчитываться как льготные, среди которых время прохождения службы, во время которой воин непосредственно участвовал в мероприятиях по обороне страны, защите людей и государственных интересов в связи с вооруженной агрессией РФ из расчета один за три месяца. Эта статья в пункте 3 предусматривала, что Кабмин может определять и другие основания для зачисления выслуги лет.


Впоследствии в апреле того же года обновленную норму вновь изменили (редакция акта, которым внесены изменения, вступила в силу 18.05.2024), фактически уменьшено количество категорий военных, имеющих право стать пенсионерами-льготниками, а также периоды, относящиеся к льготным. Кроме того, исчезла часть 3, которой правительство наделялось полномочиями изменять ранее установленные льготы.


До этих изменений, начиная с 2006 года, статья 17-1 содержала лишь один пункт, который к правительственным полномочиям относил урегулирование порядка исчисления выслуги и льготного пенсионного обеспечения, который и был утвержден в 1992 году постановлением №393.


Итак, в настоящее время изменения привели к исключительному определению Законом 2262 выслуги лет на льготных условиях военным и к ним приравненным для конкретно указанных категорий и периодов.


Также с 19 июня 2023 г. Украина прекратила действие Соглашения в сфере пенсионного обеспечения от 1992 года между такими бывшими странами СССР: Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Беларусь, Армения, Молдова, Кыргызстан, Россия, Туркменистан, по условиям которой служба в армии на территории этих стран причислялась к выслуге лет на территории другого государства, если на территории несения службы этот период службы подлежал исчислению по льготе.


С целью урегулирования вопроса зачислением такой выслуги лет после прекращения действия вышеупомянутого Соглашения украинский парламент принял 25 апреля 2024 Закон №3674-ІХ. Среди прочего, ст. 17 Закона 2262, предусматривает, что в страховой стаж и выслугу военных не относят периоды рабочей деятельности за пределами украинских территорий, если обратное не предусмотрено международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено парламентом, а также на украинских территориях временной оккупации после февраля 19 числа 2014, если лицо проходило службу или работало в определенных структурах, органах либо формированиях государства-агрессора.


С какими проблемами сталкиваются военные пенсионеры на практике?


Основной проблемой для военных является изменение судебной практики по делам пенсионного обеспечения на льготных условиях по выслуге лет после ранее отмеченных изменений в постановление КМУ №393.


До таких изменений в указанный подзаконный акт, а именно до 19 февраля 2022 года, была сформирована постоянная судебная практика в пользу пенсионеров-воинов и им засчитывали по льготным схемам, например, 1 за 3 месяца период непосредственного участия в АТО или другие периоды, отраженные в постановлении КМУ 393, ссылаясь на положения статей 17 и 17-1 Закона 2262.


Сейчас административные суды, рассматривающие такую ​​категорию споров, отказывают после 19 февраля 2022 года уволенным из службы военным в исковых требованиях по льготному исчислению выслуги лет для назначения пенсии, отмечая наличие оснований для применения льготного расчета только при определении размера пенсионного обеспечения.


Подводя итог, становится понятно, что вопрос льготной выслуги лет сложен и требует глубокого погружения в проблематику.


Команда правоведов Актум работает слаженно и комплексно


Консультация юриста по исчислению выслуги лет поможет понять, на какой размер пенсионного обеспечения согласно требованиям законодательства вы имеете право претендовать.

photo thems