background photo
ACTUM

ПУБЛИКАЦИИ

Могут ли отключить жилищно-коммунальные услуги за неуплату долгов?

30 декабря 2023 г. вступило в силу Постановление Кабмина №1405 об отмене моратория на долги.

Коммунальщикам вернули право:

- отключать потребителей от электричества, воды, газа и т.п.;

- начислять пеню и штрафы в случае несвоевременной/неполной оплаты счетов;

- взымать долги в судебном порядке;

- подавать на принудительное исполнение решения суда по поводу задолженности (изъятие безналичных денег, арест и распродажа движимого и недвижимого имущества должника, запрет на выезд из страны).



Рассмотрим, как это повлияет на разные группы населения и как можно решить такого рода проблему.



Для кого мораторий оставили в силе?

Запрет на прекращение предоставления жилищно-коммунальных услуг, начисление штрафных санкций и пени, а также взыскания задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги остался в силе для:

- жителей оккупированных территорий и зон боевых действий, определенных перечнем Министерства реинтеграции;

- социально незащищенных слоев населения и лиц, находящихся на попечении государства (инвалиды, многодетные семьи, малообеспеченные люди).



Также мораторий на отключение от услуг ЖКУ остается для людей, дома которых были повреждены во время боевых действий, однако владелец такого имущества должен соответствующим образом проинформировать об этом поставщиков услуг.



В праве ли компания поставщик услуг отключить вас за долги и какая сумма долга считается критичной?

В случае неуплаты/недоплаты по тарифам компания имеет право либо полностью отключить вас от услуги, либо частично ограничить/приостановить предоставление услуги. Сумма долга считается критичной, если превышает установленные нормы и порядки оплаты, определенные соглашением между потребителем и поставщиком.



Заметим, что отмена моратория касается как населения, так и бизнеса, промышленности.



Каким образом компания поставщик услуг должна предупредить абонента об отключении?

Поставщик должен заблаговременно предупредить абонента о прекращении предоставления услуг: в письменном виде (по почте) или другими доступными средствами коммуникации (электронное письмо, смс). Также поставщик должен предоставить потребителю возможность добровольной оплаты задолженности.



Например, в случае долга за электричество компания-поставщик должна предоставить потребителю десять дней для выплаты начисленной суммы. После чего, еще через пять дней, компания должна уведомить потребителя о фактическом отключении электричества.



Иными словами, неожиданно, внезапно – отключать от ЖКУ никто не имеет права: у вас будет 15 рабочих дней для вмешательства в ситуацию и разрешения финансовых претензий.



Прекращение предоставления услуги: с участием пользователя/без участия пользователя

В случае отсутствия реакции или отказа от погашения долга, поставщик может прекратить предоставление услуг путем фактического перекрытия вентилей, отключения проводов и т.п. – на своей инфраструктуре. Физическое присутствие пользователя при этом не обязательно.



В случае, если ограничение/отключение услуги технически невозможно выполнить без присутствия пользователя – поставщик услуг должен обратиться в суд.



Что делать, если вы не живете в своем доме, а счета за коммуналку приходят?

Если вы не живете в доме/квартире более 30 дней – сообщите об этом поставщику ЖКУ и согласуйте дальнейшие действия. Вашу недвижимость отключат от услуг (опломбируют доступ) и прекратят выставлять счета за тепло-, газо-, электро- и водоснабжение (если нет счетчика), горячую воду.



Для этого необходимо обратиться к поставщику в бумажной или электронной форме, доказав, что вы не проживаете по конкретному адресу. Документами, подтверждающими это, будут - справки о регистрации или с места работы (службы), учебы, лечения, отбывания наказания.



Что делать переселенцам и беженцам?

Внутриперемещенные лица (ВПЛ) должны обратиться в социальные службы по месту регистрации. Для тех же, кто находится за границей, также предусмотрена возможность оформить соответствующее заявление – напишите, сфотографируйте, подпишите электронной цифровой подписью с помощью «Дии» и отправьте на электронный адрес поставщика жилищно-коммунальных услуг.



Алгоритм действий и поддержка адвоката

В случае возникновения проблем с отключением услуг или взысканием долгов за коммуналку советуем воспользоваться правовой помощью адвоката, который предоставит консультацию по урегулированию коммунальных вопросов, поможет разобраться в ситуации и защитит ваши права.



В частности:

- подробно проконсультирует по законодательству в этой области – вы будете осведомлены во всех регламентах предоставления коммунальных услуг;

- разъяснит, что и как делать – вы получите алгоритм конкретных действий;

- поможет составить или получить документы – обращение к поставщику услуг, заявление о фактах их отсутствия или ненадлежащем качестве, акты-претензии, детализированные расчеты начислений;

- подготовит жалобы к контролирующим органам, проведет досудебное урегулирование спора;

- подготовит исковое заявление для судебной защиты, представит интересы при рассмотрении дела в суде.



Своевременно отреагировать на предупреждение об отключении и найти пути для разрешения конфликта с поставщиком – единственный способ избежать неприятностей и сохранить доступ к жилищно-коммунальным услугам.



Если вам нужна более детальная профессиональная консультация по недопущению незаконного неправомерного взыскания долгов (отключения), инициированного поставщиками жилищно-коммунальных услуг и других вопросов о предоставлении коммунальных услуг – можете оставить запрос на нашем сайте или позвонить по телефону: +380504645855, +0970739301
photo thems